StartseiteImpressum
Громадське розп’яття правди - PROSTORY Громадське розп’яття правди Георг Тракль: Стихи - PROSTORY Георг Тракль: Стихи International Conference «Feminism. Assemblage Point» in Kyiv - PROSTORY International Conference «Feminism. Assemblage Point» in Kyiv

Ціна споживчої уваги. Tеорії Ґеорґа Франка про рекламний псевдопрогрес

В работе «Ментальный капитализм. Политическая экономия духа» Г. Франк попытался обосновать дискуссионные на Западе понятия «ментального капитализма» и «экономии привлечения внимания», введённые автором в работе «Экономия внимания» в 2004 году («Ökonomie der Aufmerksamkeit»). По мнению ученого, ментальный капитализм является стержнем, который объединяет механизмы разнообразных систем производства идеологии, а именно систем науки, философии, политики, финансово-торговой сферы, информационного рынка, рекламы.

Семь разделов данного исследования представляют вертикальную дифференциацию между потребительским рынком и рынком капитала, а также между рынками культурного и социального капитала. Все эти формы общественного производства автор объединяет в понятие «экономии привлечения внимания». Последнее коррелирует с Деборовской критикой общества спектакля, то есть с критикой основной формы социальных отношений, в которых как последний этап отчуждения доминирует стремление к непрекращаемой репрезентации, симуляции действительности. По утверждению Г. Франка, современная рыночная идеология продолжает ставить на первый план удовлетворение обычных повседневных потребностей. При этом автор называет стимуляцию потребительского интереса главной перспективой развития цивилизации. Такую динамику социальных процессов автор иллюстрирует дилеммой между стоимостью результатов производства и вниманием к ним. Выражаясь языком социального ритуала покупной способности, речь идет о том, что предшествует процессу формирования спроса на какой-либо продукт производства – ценовая политика или формирование внимания к товару. Одновременно это является механизмом создания современной культуры (автор называет ее продуктом деконструкции, унифицированной культурой рыночной экономики) как феномена глобализированой экономии привлечения внимания. То есть состояние современного общества – это эпоха ментального капитализма, когда уровень духовного опыта коллективной идентичности создается потребительскими потребностями сознания. Как последствие, условия культурного рынка провоцируют формы манипуляции ради прибыли. Это своеобразная эксплуатация вкусов с цельювышения продуктивности.

Безусловно, такому неутешительному выводу предшествует экскурс теоретика в практики модернизма. Достаточно последовательно Г. Франк ведет свой экскурс от времен философии Людвига Виттгенштейна, с идеей языка как древнейшего и наиболее универсального средства влияния в направлении дерридиановской стратегии деконструкции. В исследовании не редко встречаются ссылки на роботы В. Беньямина, М. Хайдеггера, П. Бурдье, Ф. Джеймисона, Г. Шульца и других.

На примере работ Петере Айзенмана автор внимательно анализирует архитектуру как дикую жестикуляцию, пластику экспрессивности и эпохального раскола. Именно архитектура как пространственный вид искусства якобы продуцирует или скорее деконструирует экстравагантный и одновременно идиосинкратичный дух постмодернизма. Архитектурному сооружению удаётся воплотить глобальное настоящее время нового универсализма. Именно этот вид искусства как форма пространственной, а не цифровой репрезентации, приобретает задание одолеть «сильные средства влияния» наподобие телевидения, рекламы, журналистики. Как последствие современный город соответствует франковской концепции нового функционализма. Вместо бывших архитектурных церковных символов власти урбанистическое пространство стало пародией на архитектурное сооружение в форме рекламного бигборда (Die Stadt als Werbeträger).

В который раз идеология развития и модернизации служит подтверждением (обоснованием для авторитарности механизма) авторитарному механизму рыночной экономики, святость которой заключается в манипуляции ради прибыли с постепенным технологическим решением проблем экологической и духовной деградации. Затем картина мира, по Г. Франку, является моделью огромной рыночной системы, в которой царит мотивация обогащения и накопления капитала.

Философское глубокомыслие и аналитичность работы Г. Франка могут в достаточной степени претендовать на достойное место в современном украинском постколониальном дискурсе. Обращая внимание на неразвитость национальных мифо- и идеологем, так же на стихийность адаптации Украины к условиям глобализированного мира, появление книги Г. Франка на книжном рынке, безусловно, могло бы принести новые веяния в философские, экономические и политологические дискурсы Украины. Привлечение в украинское научное пространство западных теоретических студий такого уровня может помочь в формировании адекватного культурного кода украинского рубежа ХХ – ХХI столетий в условиях кризиса империи.
 

Add your comment

Your name:
Comment:


Das Design Alexander Kanarskiy © 2007. Alle Rechte sind geschützt.
Unter Anwendung von den Materialien ist die Verbannung auf prostory.net.ua obligatorisch.