ГлавнаяСтатьиТекстыПереводНовости
ТемаАкцииИскусствоСсылкиГазетаРедакция
Європа як супермаркет - ПРОSTORY - украинский литературный журнал Європа як супермаркет Скажемо “Ні!” законодавчому наступу на права людини - ПРОSTORY - украинский литературный журнал Скажемо “Ні!” законодавчому наступу на права людини Мартін Поллак: Мрець у бункері. Фрагмент - ПРОSTORY - украинский литературный журнал Мартін Поллак: Мрець у бункері. Фрагмент

Утолить утопию: об экономическом чуде

Расстояния определяются по прямым линиям крыш, их края сходятся вблизи под острым углом, а ориентиром служат приглушённые тона на безбрежной равнине города – вначале ясно различимые стены, потом тёмные недружественные провалы окон, ведущие к неизвестной жизни или её отсутствию. Движение внутри картины появляется вместе с персонажем, отчуждение между ним и фоном очевидно, и это заставляет всматриваться в происходящее. Тревога прячется за фасадом, или она переходит от персонажа к стенам и обратно. Плоское изображение создаёт ощущение замершего времени, но откуда-то берётся внутреннее движение, заставляющее скользить по прямым геометрическим линиям.                      
                     
СЕРИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО»: Схематичные дома, нарисованные в 2007 – 2008 годах – напоминают декорации, условный пейзаж для неосуществлённых архитектурных проектов. Пустынный мир на картинах тщательно обезжизнен, взгляд ни на чём не задерживаясь скользит по блеклой подкладке, ставшей самодостаточной.                      
                     
Почти на всех работах, включая традиционные пейзажи, видна дорога, - эта вынесенная на передний план линия горизонта нужна только для общей конструкции, которая без неё будто не функционирует. Дорога, символ бесперебойного, постоянно действующего средства сообщения, тут становится одной из основ неподвижности и повторения, застывшего порядка.                      
                     
В этом порядке можно увидеть обновлённую соцреалистическую мечту о рае, постсоветский образ запада. Дома пастельных тонов сомкнулись в ряд, но несут в себе возможность открытого пространства, перенесенного в отвесную плоскость стен. Каждая стена и дорога – незанятый фон для предполагаемой жизни, фон, на котором любые проявления жизни отсутствуют, потому что невозможны. Город эстетизируется до абсурда, картина транслирует коллективные видения постиндустриального порядка.                      
                     
Конструктивизм тут – обезличенное рекламное пространство. Если представить себе, что грандиозный социальный эксперимент на Востоке мог создать нового человека, то безликое пространство «Экономического чуда» - идеальная топография, чтобы засвидетельствовать это. Логика такого чуда – прогрессирующее запустение.                      
                     
ПЛОСКОСТЬ: Силуэты, фигуры людей на фоне города подчёркивают плоскость изображения, отсутствие какой-либо глубины, антитрёхмерность пейзажа. Фон и чёрно-белый человек соперничают в своей двухмерности и взаимном отчуждении.                      
                     
«СТРОИТЕЛЬ»: (Акрил, фотошоп, 2007) Чёрно-белый силуэт на переднем плане картины, пустая форма, которая могла бы быть человеком, кажется нерушимее холодных очертаний фона. Обнесённая глухим неприступным забором стройка - заданное жизненное пространство строителя - в отличие от него наполнена тлеющим цветом, и тревожно оттеняет агрессивные черты его гротескного лица. Он главный герой всей обстановки, смотрит смело и прямо - строитель, покоритель природы, которой больше нет. Возможно, вся природа была однажды сметена порывом его же ярости, отпечатавшейся в чертах непропорционально большого лица.                      
                     
Выброшенный за рамки забора агент вегетативного производства готов к дальнейшим строительным действиям. За ним, одиноко кружит на фоне неба в капсуле подъёмного крана крошечный космонавт, его собрат, из-за расстояния, отдаления, кажущийся безобидной фигуркой, тружеником, создающим прямые улицы, ровный асфальт, дома пастельных тонов и забор.                      
                     
НЕПОДВИЖНОСТЬ: Поль Клодель в одном из своих эссе о живописи пишет «В чём долг человека? Его долг в том, чтобы не оставаться в неподвижности». Реальность на этих картинах, где акрил смешивается с компьютерной графикой, находится в состоянии вечной мерзлоты, непрерывной статики, плоскости.                      
                     
Горизонт замыкается стеной дома или забором. Инфраструктурно пространство походит на оруэлловские города или на место пребывания утопической трудармии, где доминируют стены, бараки, ровные улицы, границы и казармы. Горизонт не является источником романтического притяжения, он закрыт стеной, персонаж вмонтирован в реальность, схематичный чёрно-белый комикс всегда смотрит в противоположную сторону от горизонта и от повторяющей его линии дороги.                      
                     
ЛЕНИН И МАРКС: В этой утопии нет реальных людей. Среди прочего, я вижу в ней отражение мании униженности и банальных идеалов постсоветского человека. Пустота картин напоминает об общем для всего постсоветского стремлении к забыванию, о действительности, которая походит на сон.                      
                     
Ленин и Маркс – возле шоссе и в метро – олицетворение некрофильского стремления к прошлому. Это эмигранты, бежавшие с постаревших монументальных полотен, ставшие на поле «Экономического чуда» случайными прохожими, тоскующими пассажирами в пространстве постиндустриального мира. Только им, двум главным действующим лицам на панно в школьных актовых залах, выпал жребий задумчивой отстранённости. Почти все остальные персонажи - заложники замкнутой реальности, схематичные фигурки, разбросанные по стройплощадкам заторможенного рая, жертвы отчуждённых и недоступных им территорий.                     
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
 

Добавьтe Ваш комментарий

Ваше имя (псевдоним):
Комментарий:

eurozine
 


Главная  Статьи  Тексты  Перевод  Новости  Тема  Акции  Искусство  Ссылки  Газета  Редакция  


Дизайн Александр Канарский © 2007.
При использовании материалов ссылка на prostory.net.ua желательна.