Заглавие представляемого рассказа Александра Клюге (в оригинале «Ein Liebesversuch») можно было бы также перевести как «Опыт любви». Действительно, опыт над человеческим чувством, проводимый эсесовцами, становится особым опытом любви в условиях, когда само чувство пытаются инструментализировать, то есть сделать инструментом насилия и вместе с тем «объектом», над которым насилие производится. И тогда признаком любви, ее опознавательным знаком, становится бесчувственность. С другой стороны, здесь поставлен эксперимент над самими экспериментаторами, прослеживается их расчеловечивание.
Поэтому «Опыт над любовью» являет, подобно «Песни Песней», торжество любви, оно - в смерти над смертью. В самом деле, хотя с позиции тотально рациональной «любовь перестает функционировать», а любящие обречены, однако применить и использовать любовь и таким образом уничтожить, оказывается невозможным.
Впервые рассказ был опубликован в сборнике короткой прозы Александра Клюге «Биографии» (1962). Эти рассказы близки по стилистике к документальной прозе, более того, стиль документа становится здесь художественным приемом, своего рода тропом. Они основываются отчасти на реальных исторических фактах и персоналиях, а отчасти на фактах выдуманных, но таких, которые могли бы произойти, должны были бы произойти, а, возможно, и происходили в конечном счете, но не «попали в историю». Реальность такого конечного счета для «Опыта над любовью» подтверждается рекомендацией в директивном письме Гиммлера от 10. 07.1942: «В том или ином случае уместно и проведение опыта таким образом, чтобы какую-нибудь еврейку запереть вместе с евреем на определенное время, а затем рассмотреть, каких результатов удалось достигнуть».
Результат самый важный, - что этот наиболее известный текст Клюге вошел в немецкие школьные хрестоматии.
Александр Клюге (1932), писатель и кинорежиссер, лауреат многочисленных литературных и кинопремий, в том числе премии Георга Бюхнера (2003).