ГоловнаСтаттіТекстиПерекладНовини
ТемаАкціїМистецтвоЛінкиГазетаРедакція
«Розкуто я танцюю по кімнаті, тріпочучи руками в неґліже» - ПРОSTORY - український літературний журнал «Розкуто я танцюю по кімнаті, тріпочучи руками в неґліже» Ненависть до мистецтва - ПРОSTORY - український літературний журнал Ненависть до мистецтва Александр Клюге: опыт над любовью - ПРОSTORY - український літературний журнал Александр Клюге: опыт над любовью
Друкувати

Less is more

 

Выставка 20 номинантов на премию Пинчук Арт Центра

31 октября в Pinchuk Art Centre открылась выставка, представляющая работы 20 молодых украинских художников, вошедших в шорт-лист одноименной центру премии, которую обещают вручить 4 декабря. Участники были отобраны авторитетным жюри, в состав которого, помимо прочих, входили Борис Михайлов, Сергей Братков и несколько кураторов из Берлинской национальной галереи и лондонской галереи Тэйт.

Практически все номинанты, за редким исключением, - представители самого нового поколения украинских художников. Это очень молодые люди, рожденные в начале 80-х, в чем-то еще несущие отпечаток размытых детских воспоминаний о закате Союза, о трудных буднях 90-х, но уже успевшие сформировать новое украинское арт-пространство, где-то на пересечении западного интеллектуализма и восточной обреченности.

Работы участников выставки очень разные: некоторые из них еще прочно вписываются в направление, заданное предыдущим поколением. Его основной императив - тяга к символической провокации посредством эмоционально-телесного восприятия собственного искусства и бесконечное рефлексирование вокруг уже устоявшегося перечня тем. Секс до и после Союза, колоритная гипер-реальность украинских трущоб и их обитателей, чернобыльская зона, игра с разнообразными этнографическими и политическими символами - список будет недолог.

В этом ключе работает Маша Шубина, представившая на выставке серии «Моя религия» и «I'm a visual explanation of sound». Основной идеей ее инсталляций стала ре-конструкция собственного образа на основе многочисленных тиражированных автопортретов, с легким налетом самолюбования и ироничного авто-эротизма.

Близкое направление выбрали художницы группы Шапка, воспроизводящие на цветных постановочных фотографиях человеческие фигуры в противогазах, по символике напоминающие известные «чернобыльские скафандры» Ильи Чичкана, которые можно увидеть этажом ниже, в рамках экспозиции «Рудий ліс».

Многие работы звучат эхом разнообразных европейских и американских течений ХХ века. Похоже, свои поиски молодые украинские художники ведут в постоянном диалоге с поп-артом, ассамбляжизмом, абстрактным экспрессионизмом, русским авангардом и даже с американо-кубинским художником Феликсом Гонсалез-Торресом лично, как в инсталляции-обращении Лады Наконечной.

Но все же общее впечатление от выставки -  впечатление артикулированного отказа от иллюзий начала 2000-х, состоящее в почти единогласном отречении от бравурности и экспрессивности «отцов», напомнивших о себе в параллельной экспозиции.

Здесь отчетливо виден производимый некоторыми молодыми художниками поиск новых методов и художественных средств, резко контрастирующих с уже успевшей устоятся традицией украинского «контемпорари арта». Похоже, новым поколением был совершен шаг в сторону от узнаваемого в своей ярмарочной пышности дискурса старшего поколения. Среди таких работ - бетонная скульптура Жанны Кадыровой, монохромная живопись Никиты Кадана, «монументальная» графика Лады Наконечной, фотографии и инсталляции Ивана Чубукова, расшитые полотна Владимира Кузнецова, видео-работы Алексея Хорошко и другие.

Из работ скульптора Жанны Кадыровой для участия в конкурсе были отобраны монохромные скульптуры «Проломы» и «Фрукты», выполненные из  бетона и фактурной битой керамической плитки, частично с использованием зеркального стекла. Складывается впечатление, что Жанна создает свои скульптуры из остатков зданий ушедшей эпохи, обвалившихся советских мозаичных полотен, из использованных и отброшенных за ненадобностью фрагментов городского пейзажа. Среди представленных работ, неожиданно выразительно смотрелись базовые фигуры, напоминающие wall structures Сола Левитта: испещренные трещинами черный куб и белый прямоугольник, выходящий из плоскости стены. В этих работах, как и в трехмерных «Граффити» Ж.Кадыровой, чувствуется определенная ностальгия по взаимодействию с урбанистическим пейзажем: в Киеве, где городское пространство непримиримо не допускает вторжения искусства, современная монументальная скульптура доступна только в музейных залах.

Определенный взгляд на урбанизм представлен в монохромных живописных полотнах Никиты Кадана из серии «Место действия». Картины фиксируют современную картографию европейских городов с высоты «птичьего полета», или, скорее, предлагают переосмыслить знакомую спутниковую картинку, которую зритель уже привык наблюдать через окно веб-браузера. Четкая композиция, сдержанный цвет и нейтральная точка фокализации позволяют модифицировать повседневный взгляд на город. Динамичный мегаполис становится вдруг набором статичных геометрических фигур. Современный город - лишь гигантская геометрическая абстракция. Работы выполнены в классической технике, особого внимания заслуживает драматический контраст между отчетливостью изображаемых зданий, глубиной тени и общей прозрачностью и легкостью живописного мазка.

Многие художники экспозиции демонстрируют поиск новых форм выражения на уровне техники - это гравюры Лады Наконечной, основой для которых выступает поверхность стены, «текстовая» вышивка Владимира Кузнецова, excel-art Алексея Сая.

Из работ Лады Наконечной на выставке  представлена серия пейзажей «Три горизонта», где один мотив разработан на плоскости стены в сочетании с тремя изображениями на бумаге. Более чем содержание, интересна графическая манера художника: создание произведения искусства сводится к равномерному заполнению выставочного пространства определенным модулем, в качестве которого выступает единый жест графической штриховки простым карандашом.

Использование похожей «бедной» техники можно наблюдать и в работах Владимира Кузнецова, который представил неожиданную инсталляцию «Подарок» с использованием текстиля и техники вышивки. На стенах зала симметрично расположены прямоугольные полосы ткани, на которых вышиты нарочито наивные тексты, повторяющие форму рукописного письма. Круглый детский почерк, сбивчивый наклон букв, простота текстов и орфографическая неточность - кажется, будто бы работы созданы рукой ребенка и в этом инсталляция перекликается с украинским наивным искусством. Но, в сочетании с эффектом замкнутого ярко освещенного пространства и белых стен, зрителю начинает казаться, что эти тексты - надписи душевнобольных, оставленные на стенах и простынях сумасшедшего дома. Эту идею подчеркивает одно полотно, содержащее перечень глаголов со значением жестокости. Метафорический конфликт, создающийся между мнимой простотой текстов и изобразительной техники - и напряженной атмосферы зала составляет особый интерес этой серии.

В сходной технике выполнена одна из работ Ивана Чубукова «Теория всего», представляющая  также рукописный текст на нейтральной плоскости, в качестве которой художник выбрал прозрачное стекло. В том же зале - серия предметных фотографий Чубукова «Без названия», в которых художник исследует различные положения листа белой бумаги в пространстве фотографии и одновременно в пространстве масштабной стены выставочного зала. Внимание к изгибам и тонким линиям листа бумаги, монохромность цветовой гаммы заставляют вспомнить об эссенции минимализма, присутствующего в восточном искусстве. Фотографии из этой серии расположены по принципу симметричной сетки (grill), где паттерном, модулем выступают изображения строго одного размера, а изменяемой частью - лишь форма и положение листа бумаги, изображенного на фотографии.

Принцип минималистической сетки можно наблюдать также в работах Алексея Хорошко, пусть на ином уровне - композиции изображения в видео-арте. В видео-работе «Лост Анджелес» представлен ряд повторяющихся объектов, в качестве которых выступают  фарфоровые ангелочки. Однако видео-изображение далеко не статично: невидимая винтовка где-то за спиной у зрителя монотонно отстреливает белые фигурки, и они одна за одной разбиваются вдребезги. Прийти к единой интерпретации сложно: что это - самодостаточный художественный жест или приговор фарфоровому символу китча? Возможно, в сочетании с видео «Лост Анджелес-2», представляющим взрывной механизм с использованием все тех же барочных ангелков, можно предположить, что автор пытается предупредить зрителя волнующими звуками выстрелов и тикающих часов о скрытой угрозе, исходящей от этих  игрушечек - символов вездесущего мелкобуржуазного сознания.

Перечисленные работы во многом объединяет внешняя сдержанность, сосредоточенность скорее на перцепции сущности изображаемых предметов и их положения в пространстве, чем на экспрессивности или символичности послания. Здесь проявляется умышленное самоограничение художника, прекращение вездесущего «Я-нарратива» и самоустранение авторского «Я», производимое во многом через редукцию и экономию художественных средств (на уровне цвета, формы, материала или выбора объекта). Less is more.

Осознавая, что представленные на выставке работы отображают в большей мере вкус комиссии, чем присутствующие в украинском искусстве реальные тенденции, все-таки хотелось бы надеяться, что на этой почве скоро появятся первые ростки нового движения -  украинского минимализма.

Особняком стоит работа группы Блюмолоко, занимающая отдельный зал. Узнаваемый этнический орнамент, нанесенный на различные поверхности при помощи малярного валика, напоминает узор не то на вышиванке,  не то на ковровой дорожке. Художники  до бесконечности протягивают эту ленту, явно ассоциирующуюся со всем «исконно украинским», через площади и здания Киева, корабли Черноморского флота, через заснеженные дороги и через тела людей, будь-то глянцевые славянские блондинки или широкие спины блюстителей порядка. Маркирование «своего» пространства, прокладывание новых не совпадающих с традиционными границ содержит, возможно,  скрытую сатиру на монотонный этнический императив, довлеющий над украинским «официальным» искусством.

В арт-центре работы группы Блюмолоко выставлены в нарочито эклектичном зале, объединяющем в беспорядке видео и фотоработы, фиксирующие нанесение «голубой ленты», а также ряд разрозненных объектов (стога сена, воздушные шары).

Складывается впечатление, что по своей концепции зал Блюмолоко несет в себе идею зарождающегося сопротивления преувеличенной изысканности арт-центра Пинчука, диссонирующей с украинской реальностью, где причудливо сочетается вопиющая нищета и не менее громогласная, порой до бесстыдства, роскошь.

 
Коментарі (21)
1 Вівторок, 24 Листопада 2009
феерическая заумь! браво!
2 Середа, 25 Листопада 2009
xotilosja b schob v statti bulo po-bil'she fotografij z vystavky. ne vsi zh majut' zmogu na neji sxodyty
3 Середа, 25 Листопада 2009
а да! воспевание бездарности и отсутствия фантазии....современное искусство, безусловно, предоставляет широкое поле деятельности для всякого рода искусствоведов, чья задача заключается в том, чтоб попытаться придумать, что же автор мог иметь в виду....
4 Неділя, 29 Листопада 2009
У меня возник вопрос к читателям: где в статье «заумь» и придумывание искусствоведов? Мне она показалась стандартным обзором выставки без каких-либо преувеличений, приукрашиваний и додумывания. У меня есть опасение, что реакция публики на такого рода критику и на искусство, к которому она относится, - это не более чем наше неумение, и прежде всего, нежелание перемещаться в соседние системы координат, что не удивительно, ведь это требует усилий, несовместимых с нашей слишком уж естественной ленью. В то время как искусство пребывает в состоянии непрерывного поиска альтернативных реальностей, как минимум в ментальном пространстве, публика, как ворчливый критик-консерватор, постоянно одёргивает его замечаниями: туда нельзя, и сюда тоже…, потому что это, господа, дескать, «бездарно», а мы бездарности совершенно не хотим и не терпим. К сожалению, мы склонны к своего рода слепоте по отношению к настоящему и ближайшему прошлому. Тут-то нам и не хватает истинной критичности, что невероятно усложняет задачу оценки современного искусства непрофессионалами. У нас есть более или менее компетентные мнения о «традиционном» и «классическом» (дабы перейти в эту категорию произведению искусства требуется не менее десятка лет, как мне кажется), что становится возможным только благодаря накопившейся массе профессиональной критики тех самых искусствоведов, которую мы незаметно для себя проглатываем вместе с искусством и успешно усваиваем. А потом пребываем в полнейшей уверенности, что сформировали «свои» мнения по всем возможным поводам.
Посему призываю всех к борьбе с инертностью публики (я со своей всё продолжаю бороться, потому что это не черта характера, подлежащая искоренению, а определённое физиологическое свойство) и к большей чуткости к мнению тех, кто более открыт для нового благодаря относительно большему знанию.
Мне показались многие тенденции в современном искусстве, описанные в статье, закономерными. Вспоминая тот самый период конца 80х-начала 90х, который художники «переработали» в своих произведениях, я подумал, что содержимое работ их предшественников уже выпадало из контекста и было неактуальным на тот момент. Как мне кажется, искусственно поддерживание пустопорожнего символизма в столь радикально изменившихся условиях привело бы исключительно к тотальной несчитываемости смысла. Потому я приветствую поиск нового поколения, и думаю, что мы, со своей стороны, должны предпринять попытку реконструировать в памяти пост-советские реалии и попытаться понять, что наполнение произведений искусства художников того поколения вряд ли могло бы быть иным.
Единственное, что я не понял, это надежду автора статьи на появление украинского минимализма. Почему именно это движение кажется автору предпочтительным для украинского искусства?

С уважением,

Олег
5 Неділя, 29 Листопада 2009
не спорю, что статья является стандартным обзором выставки. с этим всё понятно. а вот что касается самой выставки, то могу сказать, что выставляемые в PinchukArtCentre экспозиции представляют из себя концентрат поверхностного слоя того, что мы привыкли называть искусством. можно, конечно, придумать, надумать, что же автор хотел сказать своим гениальным творением, методом выстраивания ассоциативного ряда. но идеи, построенные на одних парадоксах, искусством можно назвать с трудом. правда, мы можем в один голос кричать, что общество ещё не готово к восприятию подобной гениальности, и что каждая эпоха в искусстве характеризуется именно таким отношением к любому виду новаторства. но современное искусство не несёт в себе ровным счётом ничего нового. это всего лишь самоирония искусства, пародия искусства на искусство посредством выражения методами искусства.... и попытки создать новую упаковку для уже давно известного старого.
6 Неділя, 29 Листопада 2009
Да, мои замечания относились исключительно к статье. Что ж, я только что оттуда, с впечатлениями, так сказать… Мне не понравились проведенный в центре час почти настолько же, насколько мне не понравились последние лет двадцать нашей жизни. Ни о гениальности, ни о надеждах там говорить не стоит, думаю. Хотя нельзя отрицать, что ощущение пост-коммунистической безыдейности передано восхитительно, аж дух захватывает. Кому это в заслугу поставить – организаторам или конкурсантам – мне сказать трудно. Скорее, коллективное творчество, жаль только что намерения изначально такого, судя по всему, не было, и единственное достоинство сего зрелища было порождено случайностью.
Я мало был знаком с политикой Пинчук Арт Центра, да и сейчас больше о ней не понимаю, чем понимаю. Понял только что аполитичным его не назвать. Сразу же заинтересовали те 1080 работ, которые оказались «менее удачными», по мнению жюри. Неужели всё оно такое, наше современное искусство? И создают ли подобные конкурсы правильный формат для его возможного совершенствования? Я не знаю механизма отбора, не знаю, насколько прозрачным был конкурс… Была ли доступна информация об условиях участия изначально равно для всех? Есть ли механизм, позволяющий контролировать объективность решений? Меня всё это, должен признать, волнует нешуточно, потому что я пока что не вижу пространств, где бы молодые художники имели возможность находить свою публику, а публика – своё искусство.
О достоинстве самих работ можно спорить долго и уныло, конечно. Можно читать их исключительно постмодернистски, тогда их пустота открыта для вкладывания бесконечных индивидуальных смыслов, и они правильны. Можно напялить на них штаны истории, и прикинуть, в пору ли. Покажется, что и тогда они правильны, вот только потом вспоминаются молодые художники из Германии или Польши, которые делают вещи похожие, но проще и без претензий. Эта-то простота со временем и придаёт им историческую ценность, потому что не позволяет так грубо искажать лицо современности, почти до кривляния, тут вы правы. Здесь же обесценивание будет стремительнейшим и безвозвратным. В конце концов, можно прагматично улыбнуться, и сказать, что переход к рынку в сфере искусства состоялся, ура, товарищи! Теперь мы, как потребители, должны привыкнуть выбирать осознанно и свободно, создавать спрос или нет. Вот только вопрос всё тот же: насколько рынок монополизирован Пинчук Арт Центром?
7 Неділя, 29 Листопада 2009
Пинчук Арт Центр, просто, к сожалению, одно из тех "заведений", рассчитанных на обывателя недумающего, и думать, вероятно, не способного.и политика там абсолютно прозрачна, скажу по секрету: ещё один умный дядя нашёл способ зарабатывать на дураках. маскульт заменил нам искусство, скандалы заменили признание. а что касается подобных статей и отчётов, то журналисты, или же какие-либо другие деятели, таким образом продолжают эстафету, пытаясь заставить всех поверить в гениальность современных "гениев" и принять, как должное, что этот высосанный из пальца стёб и есть искусство и, посему, упадите все пред гениальностью этого шедевра!.. печально это всё. ну что же, какое общество, такое и искусство.
8 Неділя, 29 Листопада 2009
Вот прочёл в Зеркале Недели в связи со всеми этими неприятностями, что «молодые таланты» у нас материально кроме Пинчука и международного центра «Эйдос» больше никем и не поддерживаются. Проблема институционализации украинской культуры в программе хоть одного из кандидатов озвучена, интересно? Или так и будем дурной вкус на коррупции взращивать и исключительно виртуально развиваться?
9 Понеділок, 30 Листопада 2009
ну я, например, что-то не вижу глобальной заинтересованности общества в обратном. система ценностей малёхо вывихнутая нынче....
10 Понеділок, 30 Листопада 2009
Да, к сожалению, вчера была заметна готовность публики порадоваться выкидышу, выдаваемому за рождение. Это очень нездоровая тендениция.
11 Вівторок, 01 Грудня 2009
спасибо за правильные слова... )
12 Вівторок, 01 Грудня 2009
Мне трудно оценить, сколько иронии в последнем комментарии. Некоторые работы я бы и сам попытался отстоять, но в целом, как ни прискорбно, это выглядело именно так.
Я не знаю, имеете ли Вы отношение к группе Блюмолоко. «Укрлайн» показался одной из немногих концептуальных работ. Более того, моё впечатление о ней почти совпало с мнением автора статьи: я понял идею как иронию по поводу проекта украинизации в более широком смысле, чем просто «этнический императив в «официальном» искусстве». Не знаю, насколько эта интерпретация соответствует задуманному авторами, но, по крайней мере, есть относительное единодушие среди зрителей, что можно трактовать как свидетельство того, что авторам таки удалось донести идею.
А вот если обратиться к единственной иллюстрации к данной статье, то, увы, мне показалось, что ни минимализма, ни концептуализма там нет, и сравнение с Солом Левиттом совершенно зря. Если бы они были минималистскими, то для них должно было бы быть предположительно место, где их можно было бы просто «видеть» такими, какие они есть, в особенности, если их структура должна по идее взаимодействовать с пространством. Не знаю, в связи с чем городское пространство было названо «нетерпимым» к искусству, кстати… Если же они концептуальны и выражают «ностальгию по взаимодействию с урбанистическим пейзажем», то это, откровенно говоря, просто не считывается даже после чужой подсказки. Я пытался углядеть концептуальность, проведя параллели с супрематистской скульптурой в духе Катаржины Кобро, но такое понимание показалось тоже притянутым за уши, да и монументальность сбивает с толку.
13 Вівторок, 01 Грудня 2009
складывается впечатление что статью следовало назвать так -вялая фантазия при отсутствии вкуса и понимания
14 Вівторок, 01 Грудня 2009
напрасно Вы узрели иронию в моем комментарии...
мне действительно, понравился этот текст...
И я, в отличие от других, не стесняюсь этого признать...

Почему-то вдруг вспомнился анекдот про украинцев в аду (кто не помнит - их черти даже не охраняют - если кто вылезает из hot water, его тут же свои обратно утягивают... )))
Хватит уже стесняться быть украинцами...
З.Ы. Как жаль, что нельзя узнать мнение Каземира Малевича о нашей UKRLINE +.+.+.+.+.+.
15 Вівторок, 01 Грудня 2009
Очень приятно, раз Вы – то самое)))
Тогда Вам спасибо за комнату, в которую я по причине размещения экспонатов попал в последнюю очередь. Тогда ещё обрадовался, что раньше не сбежал, и подумал, что стойкость всё же вознаграждается
16 Вівторок, 01 Грудня 2009
Тут ещё подумал, что вопрос хороший… Можно как-нибудь повыспрашивать у Севериновича, что он думает, на спиритическом сеансе в Пинчук Центре. Пригласить зомби-нацию, чтобы создала необходимое для коммуникации с тем светом магнитное поле. Было бы забавно) А то как-то электромагнитный потенциал всех этих тысяч посетителей неэргономично растрачивается…
17 Субота, 05 Грудня 2009
нужно связаться с автором статьи Наталией Чермалых
это не по поводу данной статьи, но по поводу дел восточных...
18 Субота, 05 Грудня 2009
Цитую з сайту (оголошення переможців http://pinchukartcentre.org/ua/news/10288):
«Премія задає нові високі стандарти в українському сучасному мистецтві. Підтвердженням цього стали відкрита демократична процедура участі, кількість отриманих заявок, проведена на високому рівні цікава та різностороння виставка 20 номінантів, залучення визнаних у світі експертів та митців в якості членів журі та підтримка таких видатних художників як Деміен Хьорст».
Ноу каментс
19 Субота, 05 Грудня 2009
Нам бы не Шевченко в национальную икону возводить, а Беккета и Ионеско. Украинцы как никто прониклись идеей абсурда, и успешно её внедряют в политику, культуру и общественную жизнь.
20 Субота, 05 Грудня 2009
только, если лет этак 100 назад, идея абсурда касалась, в частности, индивидуального самовыражения, то сейчас она приобрела форму массового помешательства...
21 Середа, 31 Березня 2010
яка коментаторська дискусія )))

цікаво написано про Кадана і Кадирову
у Кузнєцова - відео ж теж частина проекту. дуже хороша робота

та само як і відео СОСки

мені здалось, що ці художники пробують працювати з чуттєвим - естетикою, візуальною насолодою, при цьому апелюючи до соціального, віштовхуючись від певної теми. і у них добре виходить

Додайте Ваш коментар

Ваше ім'я (псевдонім):
Коментар:

eurozine
 


Головна  Статті  Тексти  Переклад  Новини  Тема  Акції  Мистецтво  Лінки  Газета  Редакція  


Дизайн Олександр Канарський ©2007.
При використаннi матерiалiв сайту бажаним є посилання на prostory.net.ua