ГоловнаСтаттіТекстиПерекладНовини
ТемаАкціїМистецтвоЛінкиГазетаРедакція
«Рай на власній шкірі» - ПРОSTORY - український літературний журнал «Рай на власній шкірі» Вибрані поезії Уляни Вольф - ПРОSTORY - український літературний журнал Вибрані поезії Уляни Вольф Томас Бернхард: Из Имитатора голосов - ПРОSTORY - український літературний журнал Томас Бернхард: Из Имитатора голосов
Друкувати

Исчезающий пейзаж

ИСЧЕЗАЮЩИЙ ПЕЙЗАЖ

Однажды, на вопрос знакомой, недоумевающей по поводу его долгого молчания, художник Брам Ван Вельде ответил: «Чего вы хотите, нельзя же постоянно оставаться живым».

Что-то подобное произошло с Полем, и все последние месяцы он был словно мертвый. Хотите узнать почему – читайте далее. Правда, сегодня он решил прервать молчание, вернувшись к тому, что он делал в прошлом году: он решил написать для друзей из журнала Просторы короткую новеллу и отправить ее в качестве новогоднего поздравления читателям.

Вот она, эта новелла:

Конец декабря. Поль сидит за письменным столом. Ему пора писать новогодние поздравления. И кажется ему, что стоило бы зацепить злободневность, написать о терроризме, которым нам прожужжали все уши в начале этого странного века, в котором нас то и дело бросает от финансовой оргии к эко-биг-маку.  Но, как говорил незадолго до своей смерти Семюел  Бекетт,  «история – это измерение, без которого человечество могло бы обойтись». Полю больше нечего добавить.

Поль встает, смотрит в окно. Похоже, на улице не слишком холодно. Он выходит из дому, следует привычным маршрутом, вдыхая уходящее время, и, в конце концов, устраивается на террасе кафе «Ростан», напротив Люксембургского сада. Он заказывает кофе и, глядя в утреннюю газету, думает о сцене, увиденной несколько мгновений назад на улице Эколь де Медсин неподалеку от Венской кондитерской. На витрине магазина медицинской книги, среди научных журналов, стоит выкрашенный  белым человеческий скелет в натуральную величину. А на тротуаре перед витриной спит, закутавшись в грязные зловонные одеяла, уже почти посиневший человек. На улице 0 градусов. Как случилось так, что скелет оказался в тепле, а живой человек – на улице?

Вдруг ему вспомнились слова, которые он написал в прошлом году любимой женщине:

«Любовь моя, ты повзрослела еще на год. Ты похожа на птиц, любящих свободное парение и леса, распростертые в тени их крыльев. Ты похожа на птиц, вслушивающихся в сумеречные крики своих собратьев над озерами. В желтых сумерках они одиноко кружат в поисках ночи, звезд и просторов. Ты мне нравишься такой.»

Натолкнули ли ее на что-то эти несколько строк? Так или иначе, женщина взмыла куда-то под облака и, похоже, навсегда. А он с тех пор бороздит просторы океана печали.

Несмотря на страшный холод, он все же пройдется по парку. Полю всегда нравились ветвистые каштановые деревья. Деревья едят небо. Днем, в них много птиц, а ночью – много звезд. Если потрясти дерево, они взлетят: птицы, звезды. Он предается мечтам, прокладывая себе дорогу среди великолепных ураний, среди банановых деревьев, называемых еще деревьями путников, среди древовидных папоротников и цветущих бугенвилий. Все просто, в его голове сама по себе произрастает тропическая флора.

Проходя мимо любимой статуи, он признается себе, что ощутить наконец неподвижность, это было бы нечто! Да, именно так: больше не двигаться – единственная амбиция; окаменеть – единственная будущность.

Она еще здесь. Бесспорно, он не представляет себе жизни без нее. Он без конца видит перед собой ее запрокинутую голову и опущенные веки, на ее губах – улыбка, предшествующая забвению мира.

Но он снова овладел собой. Ему пора домой, ему пора писать новогодние пожелания.

Накануне, перечитывая Пруста, он наткнулся на один отрывок из Содома и Гоморры. Тут вновь зашла речь об антропометрии, его излюбленном развлечении:

«Вследствие перемещения органов чувств маркиз де Камбремер смотрел носом. Нос маркиза де Камбремера не был безобразен, скорее даже он был чересчур хорош, чересчур велик, чересчур горд особым своим положением. Лощеный, глянцевитый, франтовитый, с горбинкой, он и рад был бы восполнить духовную скудость взгляда, да вот беда: если в глазах иногда отражается ум, то нос (какова бы ни была внутренняя связь между чертами лица и каково бы ни было скрытое от постороннего взора их взаимодействие) является органом, где обычно со всеми удобствами располагается глупость.»

Жестоко, не так ли? Но ведь забавно.

Почему бы не сказать пару слов о кино? Поль недавно пересмотрел «Человека с Запада» Энтони Манна. Этот фильм, – гремучая смесь из любви и жестоких схваток (помните, как Джули Лондон цепляется за Гарри Купера?) кажется ему шедевром барочной страсти. И последним великим вестерном в истории голливудского кино. В 1959 будет еще «Рио Браво». А потом – конец. Только во рту остался горьковатый привкус. Привкус смерти.

Голливуд? Его друг Джонас Мекас рассказал ему однажды такую историю: «Бог был очень доволен красотой мира, гордился созданной им природой. Он сотворил камеру и кинематографистов, чтобы восславить ее. И тут появился дьявол, вывалил неподалеку кучу золота и сказал режиссерам: «Зачем снимать мир и природу, если можно запросто извернуться и прикарманить все эти денежки? Вот так родился Голливуд и коммерческое кино. Всевышний понял, что остался не у дел. Тогда он создал авторское кино и другого режиссера и сказал ему: «Не беспокойся, у тебя денег не будет никогда».

Эта короткая история пришлась Полю по душе.

Он ложится на диван и листает книгу.

Потом включает радио и попадает как раз на передачу, где политики бойко обсуждают насущные проблемы. Он слушает их, отмечая про себя, что политика начинается, похоже, с умения симулировать страдание. Создать из него маску, сочинить басню, благодаря которой страдание можно разделить с ближним вне  чувства жалости или страха. Депутатский значок, получается, скрывает не только следы гнильцы, но и выставляет на всеобщее обозрение некую правду – наигранную, отлично аргументированную, доступную каждому – правду о страдании, направленном рассудком в верное русло.

Поль чувствует, что сегодня утром ему не пересилить чувства смутной грусти и велик соблазн покинуть тихую бухту и снова очутиться в открытом море печали.

Тогда к нему приходит Флобер. Флобер, всегда Флобер: «Да будет искусство печальным, коль уж оно нам ближе таким! Но пусть наша жизнь наполнится веселостью: стреляйте пробками, набивайте трубки, раздевайте девок, черт бы их побрал, и если однажды, сумрачным вечером, когда за окном туман или снег, вас обуяет тоска, то не прогоняйте ее, но не позволяйте ей засидеться у вас». А вот прекрасное окончание письма: «Порой необходимо поскрести свое сердце, немного шутовства, чтобы с него сошла вся парша».

 

P.S : Вы наверное не забыли, что в своих пожеланиях в прошлом году Поль упомянул книгу «Магнитные поля». Он вынес  из нее одну фразу, а затем, желая доставить читателю удовольствие, сообщил, что в экземпляре книги, адресованному Максу Жакобу, подписанному рукой Бретона с припиской P.S, значилось:

«Максу Жакобу,

Один друг семьи подарил мне медузу, и, чтобы уважаемое животное не познало мук голода, зеленую жидкость, содержащую щавелевую кислоту. Беспозвоночное зачахло на глазах, но когда по истечении двух дней мы вымыли банку, то с радостью обнаружили лиловую раковину, носящую имя халцедон.

В прошлом году, кстати, находясь в Киеве, Поль случайно нашел аналогичное посвящение. Он надеется, что оно развлечет читателей настолько же, насколько оно развлекло его самого. Книга была отправлена Ж.Ж.Бруссону, секретарю Анатоля Франса. Вот оно:

«Ночь спускается на все четыре стороны света и все большие звери с болью засыпают. Дороги, дома наполняются светом. Огромный пейзаж исчезает.»

Исчезающий пейзаж – это женщина, которую Поль любил.

2009

(Перевод с французского Н.Чермалых)

Предыдущее поздравление Жака Гербера 

dddm

 

 
Коментарі (1)
1 Середа, 13 Січня 2010
Отличный текст. Неудачи возрождают талант.

Додайте Ваш коментар

Ваше ім'я (псевдонім):
Коментар:

eurozine
 


Головна  Статті  Тексти  Переклад  Новини  Тема  Акції  Мистецтво  Лінки  Газета  Редакція  


Дизайн Олександр Канарський ©2007.
При використаннi матерiалiв сайту бажаним є посилання на prostory.net.ua